Организация лотерей и рекламных акций: что об этом говорит наше законодательство
Чем отличаются рекламные розыгрыши и лотереи с позиции юристов?
Как провести розыгрыш призов, промокодов, скидок или подарков и не попасть при этом на штрафы? Подобный вопрос довольно часто задают клиенты нашего маркетингового агентства. Мы публикуем данную статью, которая разъясняет отличия между рекламными и денежными лотереями, а также требования законодательства для успешной и правильной рекламы ваших промо акций.
Что такое лотерея?
Лотерея – игра, проводимая согласно с договором и в которой одна сторона (оператор) осуществляет розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участвующая в лотерее) получает право на выигрыш, если она признается выигравшей соответственно с условиями проводимой лотереи. Проведение лотерей контролирует закон от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ.
По сути, это взаимодействие 2-х сторон. Где одна сторона проводит розыгрыш (денежные средства или ценные предметы, которые разрешены в Российской Федерации), другая – гарантированно получает приз, когда условия розыгрыша выполняются. В качестве приза указывается или часть общего фонда,или весь фонд полностью. Принципиальное отличие лотереи от любых других конкурсов с ценными призами заключается в том, что выйгрыш формируется за счет денежных средств от реализации билетов.
В рамках лотерей продается «лотерейный билет» – специальный документ (заявление, купон и т.д.), дающий право на участие в розыгрыше. При этом, данный документ юридически подтверждает согласие участников с условиями лотереи. Все билеты нужно обязательно регистрировать у оператора.
Стать официальными организаторами на законном основании имеют право исключительно Минфин и Министерство спорта с разрешения Правительства России. Собственники частного бизнеса не вправе просто отпечатать лотерейные билеты и устроить розыгрыш промо кодов, скидок, подарков, призов или . Они могут стать «оператором» розыгрыша, но для этого требуется пройти конкурс у организатора. Незаконное проведение лотереи – правонарушение, за которое могут назначить штраф с конфискацией терминалов, используемого оборудования. Размер возможных штрафов следующий:
Промо-акция
Кроме этого имеет термин — стимулирующее мероприятие. Под ним понимают конкурс, игру и т.д., когда участнику требуется приобрести товар или услугу. Как например, промо-акция «Сделай комплексную мойку и прими участие в розыгрыше» или «Купи женский шампунь и найди подарок под наклейкой». Такие акции относят к рекламным, по этой причине они регулируются уже другим законом — «О рекламе».
Данные мероприятия проводятся по инициативе предпринимателя, их нет надобности регистрировать. Однако нужно сообщить публике:
Как можно отличить лотерею от рекламной акции?
Порой некоторые стимулирующие мероприятия могут назвать «лотереями». И на самом деле, между ними имеются общие черты:
Критерий | Коммерческая лотерея | Рекламная лотерея |
Как формируется призовой фонд? | За счет проданных билетов: продали на сумму 500 тыс. – призовой фонд формируется из этих 500 тыс. | За счет организации, которая устраивает акцию. К примеру, магазин объявил о розыгрыше призов среди покупателей питьевой воды. Не имеет значения на какую точно сумму продан товар, выигрыши покупаются за деньги фирмы. |
Чем подтверждается право на участие? | Приобретенным билетом. | Купоном/чеком (и так далее), выдаваемым абсолютно бесплатно, после покупки товара или выполнения условий акции. |
Риск для участвующих? | Имеется. Участники могут потерять деньги, не получив ничего взамен. | Отсутствует. Участники получают товар, а возможность получения приза – приятный бонус. |
Таким образом, если вы организовали промо-акцию, по которой каждый купивший товар на сумму, скажем, свыше 900 руб., получает бесплатный купон, чтобы участвовать в розыгрыше приза – это является не лотерея, а стимулирующее мероприятие.
Какая бывает ответственность за нарушение проведения промо-акции
Конкурсы на стимулирующих мероприятиях считаются видом рекламы. В связи с этим проверку их организации выполняет ФАС. Если государственный орган выявит признаки нарушения, он выдает предписание об их устранении. В частности, обяжет прописать необходимые сведения и т.д.
Также возбуждается административное дело. Наказание может быть следующее:
Промо-акции с одинаковыми призами всем участникам.
Такие акции являются частью маркетинга при розничной торговле. Суть акций в предложении покупателям сделки, которая позволит либо купить что-либо по более низкой стоимости, либо по одной стоимости получить больше товара.
В настоящее время существуют следующие популярные типы промо-акций:
Для предпринимателей важно, что такие акции — не стимулирующие мероприятия. Поэтому на них не распространяются необходимые требования закона «О рекламе». В итоге, ФАС не вправе предъявлять претензии, когда магазин, например, не указал срок акции «Два товара по стоимости одного».
Но как отличить обычную акцию от стимулирующего мероприятия:
Надеемся, публикация ответила на большую часть вопросов, связанных с особенностями организации маркетинговых розыгрышей. Остались неясности? Спросите у наших экспертов Wise.promo, и мы на них ответим.